Размер шрифта A A A
Цвет сайта A A A
Версия для слабовидящих Обычная версия

Программа патриотического воспитания "К ПОЗНАНИЮ РОДИНЫ"

Введение

Характерной особенностью развития современного общества, является повышенный интерес к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма, его сущности и истоков, форм проявления, тенденций эволюции в устоях социального бытия, идеях, идеалах и ценностных ориентирах гражданина России, его влияния на образовательно-воспитательный процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии. Эта особенность не случайна.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 — 2020 годы» констатирует необходимость обращения к ресурсу патриотизма как наиболее востребованному средству стабильного развития России.

"События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма"

Каково же место патриотизма в структуре социального бытия современной России?

На наш взгляд, патриотизм является центральным звеном всех сторон жизни общества (экономической, внешне- и внутриполитической, социокультурной, духовной и т.д.). Характеристиками интегративности патриотизма в системе общественных отношений выступают гармоническая и императивная.

В общественном сознании патриотизм понимается как духовный и социокультурный принцип, основанный на любви к своей Родине, месту рождения и жизнедеятельности, близким людям. Он питается истоками природного и духовного свойства, включает в себя бессознательное, атрибуты сознания, модусы бытия, ценности, идеи, т.е. то, что в данном архитипическом мире человек признаёт, как родное. Природа, родители, родственники, Родина, народ — не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Ивану Ильину принадлежат такие строки:

В условиях вхождения России в пространство глобального мира патриотическое воспитание призвано конкретизировать современное понимание феномена патриотизма как приоритета и носителя целевых характеристик общественно-государственного развития России, источника, ресурса и движущей силы преобразовательной деятельности ее граждан, основанной на идее служения Отечеству.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Направления деятельности

Деятельность ГБУК г. Москвы ДК «Новокосино» в сфере воспитания патриотизма представляет собой целесообразное сочетание форм и методов патриотического просвещения с организацией патриотически сообразной деятельности, стимулированием патриотически выраженного сознания детей и подростков через интеграцию усилий всех субъектов воспитательного процесса. Данная деятельность осуществляется в следующих направлениях:

  • Духовно-нравственное
    Осознание детьми в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Повышение культуры и образованности; осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; привитие высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма, важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.
  • Историко-краеведческое
    Познание детьми в процессе патриотического воспитания историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому; осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, а также исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, особенностей протекания исторического процесса в масштабах малой родины (края, области, города, поселка); развитие понимания особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов России.
  • Гражданско-патриотическое Формирование в личности детей и подростков тех черт, которые позволяют ему быть полноценным участником общественной жизни. Воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга.
  • Социально-патриотическое
    Активизация межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, чувства сострадания и заботливости по отношению к людям пожилого возраста.
  • Военно-патриотическое Ориентация на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите; гордости за русское оружие, уважения к русской военной истории, военной службе, военной форме одежды, воинским традициям отечественной армии.
  • Героико-патриотическое Ориентация на пропаганду героических профессий, выдающихся личностей и знаменательных героических дат отечественной истории.

Цели и задачи

Цель – совершенствование системы патриотического воспитания, формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Основными задачами по патриотическому воспитанию детей и подростков являются:

  • изучение, ближайшего социального окружения ребёнка с целью выявления ценностей и идеалов, лежащих в основе семейного воспитания;
  • осуществление непосредственного наблюдения за направленностью проявлений сознания, поведения, характером поступков, действий и деятельности создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды;
  • стимулирование общественной направленности действий и поступков;
  • вовлечение детей и подростков в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности.

Механизмы реализации

Для реализации данной программы планируется провести ряд мероприятий, посвященных:

  • празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне;
  • выводу ограниченного контингента войск из Афганистана;
  • памятным датам Великой Отечественной войны;
  • дням воинской славы;
  • Дню народного единства;
  • Дню России;
  • Дню Государственного Флага;
  • День Защитника Отечества;
  • День славянской письменности и культуры;
  • посвященные формированию гражданской ответственности и др.

Прогноз результатов реализации программы

В результате работы ожидается:

  • создание системы патриотического воспитания на основе единства деятельности организации и различных структур;
  • активизация деятельности населения города по воспитанию детей и молодежи на духовно-нравственной, трудовой, культурной основе;
  • совершенствование системы воспитательной работы в социальном пространстве "общественная организация - школы - город";
  • оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений.